Регистрация
·  » » Слово на Обрезание Господне

Слово на Обрезание Господне

14-01-2017, 11:31

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!


Сегодня мы молитвенно отмечаем Обрезания по плоти Господа нашего Иисуса Христа. В этот день, мы также молитвенно вспоминаем и Пресвятую Богородицу, и праведного Иосифа, которые ни в чем не уклонились от предписаний ветхозаветного закона.


Ведь сегодняшний Праздник соединяется с совершенно конкретным, историческим событием: в соответствии с Законом, в память о завете между Богом и Авраамом, над всеми младенцами мужского пола на восьмой день после рождения совершалось обрезание крайней плоти. Конечно, воплотившийся Сын Божий не нуждался в таковом исполнении закона. Ведь, согласно завету с Богом, исполнение закона – это часть ответственности избранного народа. И конечно, Сам Господь, как Законодатель, не находится под каким-либо законом. Но 

истинная слава его [закона] в том, когда он может руководить … ко Христу [2].


Но вот Сам Иисус Христос, Сам Законодатель принимает обрезание. Это обстоятельство заставляет нас задуматься о важности религиозного обряда. Ведь обрезание – это обряд, которым подтверждалась видимая связь между Богом и потомками Авраама. Но все ли иудеи оставались верными ветхозаветным заповедям? Конечно, нет.  И проповедь Спасителя со всей силой свидетельствует нам об этом. Христос, обращаясь к фарисеям и книжникам, говорит: «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:7,8). Книжники и фарисеи, тщательно выполняя все обычаи, утратили живую связь с Богом в своих сердцах, и этим практически нарушили завет Бога с Авраамом. Обрезание не предостерегло их ни от формального исполнения Закона, ни от греха.  Ведь по слову св. Николая Сербского: 

от Бога нас отделяет ложь, и только ложь… Ложные мысли, ложные желания – вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и отречению от Бога [4].


Почему же Господь принимает обрезание? Он обрезывается, в том числе и для того, чтобы мы с вами могли понять значения обряда в нашем богослужении, в нашей жизни. Человек обычно выражает себя через действие: действие тела, движение ума, движение воли. Все мы имеем чувства, имеем интеллект. И живя в материальном мире, мы даже потребности нашей души часто понимаем телесно, потому что, к сожалению, не можем иначе. Но именно поэтому обычный человек обнаруживает свою религиозную жизнь явно, свидетельствует о своем религиозном чувстве видимо для окружающих. Например, все мы пришли в церковь сегодня не только духовно, но и физически. Каждый из нас совершил некоторое действие, чтобы иметь возможность помолиться в этом святом храме. Человек, состоящий из души и тела, выражает свои духовные устремления физически. И тогда получается, что религиозный обряд тоже является лишь некой формой, с помощью которой мы выражаем наше религиозное чувство.


Но в таком понимании скрывается большая опасность. Очень часто  современный человек, живущий в секулярном мире, не имеет ни молитвенного опыта, ни навыка чтения святоотеческих писаний, ни навыка размышления над прочитанным евангельским зачалом. И даже если этот человек начинает регулярно ходить в церковь, у него может сформироваться опасное, неправильное отношение к церковным обрядам. Не ловили ли, мы и себя, братья и сестры, на той мысли, что точное выполнение церковного обряда само по себе благодатно, и ни увлекались ли мы этой мыслью далее: раз благодатно, то значит и спасительно? Наша уверенность в том, что какое-либо формальное действие автоматически  спасает нас, является опасным заблуждением. Некоторые из нас думают, что поставив свечу в храме, автоматически получат все, что попросили. Другие уверены в обязательности вычитывания положенных перед Причастием канонов больше, чем в необходимости быть постоянными причастником Христа, являя Его каждому встречному на своем жизненном пути.


И тогда получается что, человек, который отказывается посещать храм, обличает наше с вами фарисейство. Он обличает нас, когда говорит: «Бог у меня в душе! И отказываясь от посещения храма, я отказываюсь не от Бога, а лишь от неких формальных способов выражения своей веры». Братья и сестры, эти слова обращены к нам, потому что обличают наш не православный религиозный опыт. Эти слова обличают нас, потому что мы не явили в мир живой опыт правильного славления Творца, не явили радость постоянного общения с Богом. Мы сами остались чужды той радости совершенной, которую и должен был бы украсить обряд. Вспомним же о том, что 

всё лучшее, что имеет, должна вносить душа в богослужение – лучшее пение, лучшие одеяния, лучшие украшения для храмов. А свою душу надо одевать в <…> покаяние, смирение, преданность Творцу. <…> Если так подойдет душа к богослужению, то оно становится светом и радостью души [7].


Сам Господь подаёт нам Свою благодать, Свою силу в соответствии с нашей верой и нашими делами. На языке добрых дел мы говорим о своей вере в мире материальном, но спасает нас только Бог. Формальное исполнение религиозных правил не может преодолеть грех. Но сила подаваемой Им благодати преодолевает наши грехи. Участвуя в церковных обрядах, мы с большей любовью ко Творцу выражаем желание привлечь Его благодать. И когда получим её в изобилии, поделимся, братья и сестры, умноженной в нас Спасителем любовью с другими людьми. Потому что «во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5:6).


Прислушаемся, братья и сестры, к слову Василия Великого, память которого мы сегодня молитвенно празднуем:

Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с какою они делаются. Нет ничего великого, когда мало любят, и нет ничего малого, когда любят много [5].


Ведь именно 

любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу, потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе - Бог [3].


Да поможет и нам Бог возрастать в вере и благочестии. Будем же приходить в церковь с благоговением душевным. Будем же, выполняя церковные обычаи и правила, твердо знать, что это полезно для нас, потому что помогают нам в постоянном размышлении о нашей вере. Постараемся, читая Слово Божие, назидать в практической жизни «сами себя и друг друга». Непрестанно веруя во всех своих начинаниях, что молитва и добрые дела привлекают к нам Божью благодать, которой мы присно призываемся апостолом Павлом «укреплять сердца» (Евр.13:9) наши. Ведь 
человеческим ответом на благодать как дар от Бога может быть лишь благодарность и вера [6].


Будем, братья и сестры, возрастать в благодарности Богу. И в возрастании этом Господь да укрепит нас жить  

так, чтобы прошедшее никогда не было лучше будущего или настоящего [5].


Аминь.


Список использованных источников
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М. : Российское Библейское Общество, 2009.
2. Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста. — М. : ДАРЪ, 2009. — Т. II.
3. Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). — М. : ДАРЪ, 2008.
4. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Мысли о добре и зле / перев. И.А.Чароты. — Минск : Издательство Дмитрия Харченко, 2012.
5. Илия (Рейзмир), архим. Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании. — Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергива Лавра, 2004.
6. Сорокин Александр, прот. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета. — М. : Новоспасский мужской монастырь, Общество любителей церковной истории, 2012.
7. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. В 2-х т.. — М. : Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2012. — Т. 1.